Докладывала по вопросу начальник отдела
культуры администрации района Г. Конищева. Она
сообщила, что школа искусств
работает по примерным учебным планам Министерства культуры Красноярского
края. Основные предметы в
образовательных программах - это фортепиано, народные инструменты,
изобразительное искусство. В этом году
открыт класс хорового народного пения.
ДШИ имеет свою нормативно-правовую базу,
утвержден новый бюджет. В этом году состоялся выпуск трех учеников музыкального
отделения. Впервые в 2009-2010
учебном году учащиеся школы имели
возможность принимать участие не только в районных, но и краевых и всероссийских
мероприятиях.
В преподавательском составе работают
специалисты, в основном со средне-специальным и высшим профильным
образованием. Однако, кадровый вопрос
также остается одним из самых актуальных на сегодняшний день. Как пояснила Г. Конищева, все преподаватели
являются только совместителями, что влечет определённые сложности в организации
работы и повышении квалификации. Сегодня в район готовы приехать специалисты,
но нет возможности предоставить им даже общежитие. Парадокс, но даже директор ДШИ - Н. Высотина, работает только
на 0,5 ставки. В штатном расписании всего шесть единиц, совсем не предусмотрены ставки завуча,
методиста, сторожей. В прошлом году состоялось
лицензирование по направлениям: музыкальное искусство (инструментальное
исполнительство) и изобразительное искусство.
К сожалению, говоря о материально-технической
базе, Галина Ивановна не удивила присутствующих: культура продолжает
финансироваться по остаточному принципу. Это прослеживается при сравнении
бюджета ДШИ в течение последних лет: в
2007 – 811 тыс.рублей, 2008 – 1 140 тыс. рублей, 2009 – 1 224
тыс.рублей, в 2010 году - 1 425
тысяч рублей. Увеличение идет только за
счет дефлятора цен. Следовательно, и приобретение необходимых инструментов,
мебели – самые незначительные (до сих пор используются инструменты,
восстановленные после пожара). Тем более,
никогда не предусматривалось финансирование ремонтов.
На сегодняшний день в школе обучается 59
учеников, хотя по нормативам их должно быть не менее 80 человек.
Как пояснила Г. Конищева, это связано с недостатком специалистов и
нехваткой учебных площадей.
Что касается помещения школы искусств – то
этот вопрос самый злободневный. В то время, когда его приспосабливали под
образовательное учреждение, не было предусмотрено ни водоснабжения, ни
канализации, ни прочего, что должно быть обеспечено согласно требованиям
надзорных органов. Неудивительно, что Роспотребнадзор уже в этом году выписал предписание,
исполнение которого требует немалых финансовых затрат.
Полезная площадь, занятая под учебные классы
составляет всего 190 кв.метров, в то время
как должна быть не менее 400 квадратов,
чтобы можно было разместить то количество учащихся, которое положено по
нормативам.
Кроме того, что площади маленькие, нет кранов
и раковин с горячей и холодной водой, отсутствуют санузлы. Необходимы и новые музыкальные
инструменты: фортепиано, гитары, баяны. Судя по опросам детей, они готовы
обучаться еще и игре на домре и балалайке. Нужна комфортабельная для детей
мебель, столы, стулья.
Депутаты явно заинтересовались проблемой. Они
требовали пояснений о том, что предпринимается для её решения непосредственно
самим отделом культуры. Все, что возможно в рамках бюджета, отмечала
Г.
Конищева. В частности, по нескольким позициям в этом году удалось войти в
краевую целевую программу «Культура Красноярья», в рамках которой в 2011 году
из средств краевого бюджета запланировано 3 600 тысяч рублей на
капитальный ремонт ДШИ. Учитывая софинансирование из средств районного бюджета - 720 тысяч,
получается, в принципе, хорошая сумма. «Возлагаются, конечно, большие надежды
на то, что ситуация изменится, но вопрос в том – что будем ремонтировать?» – акцентировала Галина Ивановна.
Этот вопрос на сегодняшний день остается
риторическим. Капитальный ремонт на выделенную субсидию, конечно, произвести
можно, но это, как говорится: «деньги – на ветер». В первую очередь потому, что
нерешенными останутся такие немаловажные
проблемы, как недостаток площадей под классы и исполнение предписаний
Роспотребнадзора. Значит, пришли к выводу депутаты, нужно подыскивать
подходящий вариант для переселения школы в другое здание. При этом обсуждалась и подобная ситуация с детской районной библиотекой. Оптимизация расходов на содержание
бывшего просторного здания библиотеки сыграла недобрую услугу: нынешнее помещение для реализации всех новаторских
идей библиотекарей и проведения мероприятий слишком мало.
Рассматривалось несколько вариантов, наиболее
подходящих для разрешения вопроса. Первый зам. главы района Т. Подоляк сообщил,
что районная администрация и непосредственно глава района также предпринимают
меры для решения проблемы. Однако, все здания, в которых можно было бы
разместить и ДШИ, и детскую библиотеку, потребуют капитальных вложений для
перевода их в образовательные учреждения. В районном бюджете средств на это
нет.
Самым оптимальным вариантом, несомненно, было
бы использовать под такие детские досуговые учреждения здание бывшей
специализированной (коррекционной) школы. Но оно теперь находится в краевой
собственности, поэтому решать, что в
нем размещать – это уже не в компетенции
района.
Эта школа впервые
открыла свои двери для одаренных ребят ровно 40 лет назад и тогда еще была
просто музыкальной, находилась в этом же здании, но в более просторных
помещениях. Во время пожара внутренняя часть школы обгорела, а непосредствено
саму школу в 1990 году перевели в бывшее общежитие для работников культуры.
Сегодня это – детская школа искусств, в которой одаренные дети обучаются
музыкальному и изобразительному искусству.
Разумно ли это, когда талантливые дети вынуждены
заниматься творчеством в неприспособленных для этого помещениях?
Мы побывали в
детской Школе искусств. Ученики уже находились на каникулах, классы стояли
пустые. Но все же чрезвычайно трудно было представить себе, как в таких клетушках
можно разместить рабочий кабинет, в котором педагог помогает развиться таланту ребенка. О какой
«свободе» творчества может идти речь, когда места хватает только на то, чтобы
очень скромно расположиться на одной половине старого и неудобного стола? И то,
если повезет, найти свободный стул,
пусть и ободранный за сорок лет эксплуатации. Е. ЮШИНА
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Н. Высотина, директор ДШИ:
- Что
касается кадров, то резерв есть. Мой бывший ученик Максим Финк проходит срочную
службу и по возвращении выразил желание работать в ДШИ. Он очень хороший
художник. Однако, он еще не знает, что
это такое, когда ребенок приходит на занятие, а разместить его негде. Потому,
что в классе едва можно усадить только шесть детей. ребенок должен занимать свое место, как в общеобразовательной
школе, а не искать для себя свободный стул по всему зданию.
Могли бы перейти в
разряд штатников и все совместители. Но, опять же, нет условий. Человек должен знать, что у него
есть постоянное рабочее место, свой кабинет. В таком случае он и будет работать
плодотворно. К сожалению, по линии регионального министерства культуры тоже не
обещают никаких перспектив. В наших
планах: в 2011 году в сентябре провести
набор учащихся по классу домра и балалайка. В 2012 году - открыть отделение академического хора. В 2012-2013 –
хореогарфическое отделение, но опять же при наличии дополнительных площадей и
условий для развития деятельности. Наши педагоги на собственные средства делают
ремонты в кабинетах, чтобы создать более-менее комфортные условия для занятий с
детьми. А желающих обучаться у нас достаточно.
Н. Менчинская, член родительского комитета
ДШИ:
- Школа искусств очень нужна в нашем районе,
учитывая то, что в селе очень мало учреждений, где ребенку можно развивать свои
способности. Парадокс, но большинство даже не знают о существовании этой школы.
А ведь дети получают документ об её окончании, который может послужить веским
аргументом при поступлении в какие-либо профильные высшие и средние учебные
заведения искусств и культуры.
Здесь дается базовая профессиональная
подготовка по разным дисциплинам: как музыкальным, так и прикладным. Две мои
дочки занимаются в школе, и я считаю, что это очень важно – получить
разносторонее образование, а не только общее. Тем более, что это и предполагает
современное общество, в котором им жить. Беда в том, что помещение, в котором
сегодня размещается школа, совершенно не приспособлено для образовательных
услуг. Было бы разумно, если бы под детский досуговый центр отдали здание
бывшей коррекционной школы. Здание находится в центре, оно обустроено, есть
место, где можно проводить выставки. Рядом Дом культуры, где можно было бы
выступать на сцене.
|