Пятница, 24 Ноя 2017, 17:59
ПРИСАЯНЬЕ - общественно-политическая газета Саянского района
Главная | Каталог выпусков газет | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новый сайт
Партнёры
Главная » Статьи » На тему дня

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЭКОНОМИКИ РАЙОНА


  «Жить  будем  по  доходам»  -  это  основной  тезис,  который  прозвучал  28  ноября  в  Межпоселенческом  Доме культуры  во  время  публичных  слушаний  бюджета  района  на  2012-й год и  плановый  период  2013-2014 г.

  Зрительный зал был полон, послушать об основных направлениях бюджета района в новом финансовом году пришли все, кому небезразлично будущее района. Открыл слушания глава района Антонов. Вел председатель постоянной комиссии районного Совета депутатов Г. Чиспияков. С основным докладом по теме «Комплексная программа развития Саянского района до 2020 года. Бюджет района на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.» выступил глава администрации района А. Храмцов.  

  Что касается бюджета района на 2012 год, то  были рассмотрены только ключевые позиции. А. Храмцов предупредил, что главный финансовый документ района проектировался, исходя из той реальной социально-экономической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в районе, и сравнивать напрямую бюджеты 2011 и 2012 года нельзя. Особенно в доходной части, поскольку в настоящее время, начиная с федерального уровня, изменился сам порядок формирования доходной части бюджетов. В частности, с 1 января все 100 процентов подоходного налога остаются: 10 – в поселениях, 90 – в районе. То есть, чем больше работающего населения и выше средняя заработная плата, тем больше средств будет в бюджете района. В то же время часть пошлин и штрафов ушла на уровень края. Это вызвано тем, что с 2012 года полномочия по содержанию и финансированию здравоохранения переходят полностью в полномочия края.

  Главное в бюджете, не раз подчеркнул А. Храмцов, это доходы, а не расходы. Он провел аналогию с семейным бюджетом: сначала семья зарабатывает деньги, а потом планирует, на какие расходы их направить. Если же расходы превышают доходы, то нужно либо зарабатывать больше, либо брать кредит.  Так что от роста доходов населения напрямую зависит и социальный комфорт, и реализация актуальных для нашей территории проектов и программ.

  Доходы в районе, как выяснилось, невелики.  Как прозвучало из доклада А. Храмцова, численность населения района всего 12400 человек и имеет тенденцию к снижению: здесь и естественная убыль населения, и миграция, связанная с выездом за пределы района. Ежегодно район теряет 50-60 человек. Численность трудовых ресурсов, то есть, количество трудоспособных граждан – 7,5 тысяч человек. Однако, занятых в экономике района только 4 100 человек. То есть, примерно 40 процентов населения района нигде не работает, следовательно, не платит налоги.

  Объемы собственного производства – 226 миллионов рублей. Эту цифру А. Храмцов привел для того, чтобы стало очевидным, сколько каждый трудоспособный житель района производит в среднем товаров и услуг. Получается, что чуть более тридцати тысяч рублей в год. При этом общекраевой показатель  – более 340 тысяч рублей.  То есть средний житель района производит в ценовом понимании в 10 раз меньше, чем средний житель края.

  Еще на одну цифру обратил внимание глава районной администрации – это число товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах. Так вот,  для собственного потребления и для  продажи неучтенно производится примерно на 800 млн. рублей продукции.  Это означает, что жители района большей частью   живут натуральным хозяйством, компенсируя доходы собственным трудом на собственых подворьях и огородах. И даже при этом мы не дотягивам до среднекраевых цифр. Если суммировать валовый продукт и доходы от натурального хозяйства, то получится на одного жителя более 100 тысяч рублей. При этом темпы роста собственного производства - 112% в действующих ценах, без учета инфляции. (Инфляция ежегодно – 6-7 процентов). В итоге рост производительности труда примерно 6-7 процентов в год.

  Есть еще одна показательная цифра: количество получателей социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения. В 2010 году – 8 123 человек (это при нашем населении в 12 тыс.человек!), в 2011 году -  почти 9100, прогноз на 2012 – почти 9000 человек.  80 процентов жителей у нас нуждаются в той или иной социальной помощи государства.

  Среднедушевые доходы на каждого жителя в районе: в 2010 году - 8 329 рублей, в 2011 году – 8842, в 2012-м  – 9259 рублей. Эти показатели более, чем в два раза ниже общекраевых. То же самое и со среднемесячной заработной платой: в то время, как в 2010 году в районе она составляла 13086 рублей, общекраевой показатель был -  23 254 рублей. «Ситуация уже объясняет наши стартовые позиции,  - подвел черту А. Храмцов. - И когда вам кто-либо говорит, что завтра построим рай в Саянском районе, это лукавство. Тем не менее, руки опускать не стоит – у района есть хорошие возможности для развития».

  Итак,  планируется, что собственные доходы района в 2012 году составят почти 65 млн. рублей (это без поселений). Если в этом году планировалось собрать 16,5 млн. рублей подоходного налога (НДФЛ), то в следующем году необходимо собрать 55 млн. 143 тысячи. В два с половиной раза больше. Учитывая это, подчеркнул, докладчик, нельзя допускать теневых доходов, нужно, чтобы работникам платили нормальную заработную плату.

  Невелики сегодня доходы и от использования муниципального имущества. В том числе и от  аренды земли: около 400 тысяч рублей в 2011 году. Это при том, что из 32-х тысяч обрабатываемых гектаров только 8 тыс. га оформлены в собственность и 11 тысяч – в аренду. Остальная земля обрабатывается без договоров аренды и без права собственности.  По мнению А. Храмцова, было бы более экономически обоснованно изменить саму ставку оплаты за аренду земли. Сегодня в районе она не больше 100 рублей за гектар, а где-то и 50-60 рублей, в то время как в районах края – от 600 рублей за гектар. Но и такую ставку не хотят оплачивать. Была даже такая практика, когда сельхозтоваропроизводитель получал субсидию и поддержку государства, доход от земли, при этом не оформляя ее в аренду или в собственность, не обрабатывая  должным образом. По оценке администрации, в целом около 3 млн. рублей не взыскано.  Именно отсутствие администрирования земельных участков и муниципального имущества привело к тому, что доходы от аренды земли мизерные. А эти средства можно было бы использовать на благоустройство, ремонты внутрипоселенческих дорог и др.

  Сегодня у района осталось очень мало муниципального имущества, которое может приносить доход. Разве что плата за аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства. В то же время, на водобашни и водопровды не оформлены еще правоустанавливающие документы, необходимо проводить эту работу и сдавать в аренду той профильной организации, у которой будут защищены тарифы. Конечно, за воду жителям глубинки придется платить, но эти средства позволят хотя бы ремонтировать сильно изношенные сети. Кроме того, при наличии защищенных тарифов можно будет рассчитывать на дотации из Фонда финансовой поддержки края.

  Итого, районный бюджет по доходам – 389318 тысяч рублей. Доходы поселений – около 10 млн. рублей. Консолидированный бюджет – 429 1898тысяч рублей.

  Перейдя к рассмотрению предстоящих в новом году расходов, А. Храмцов заметил, что в 2011 году  они были завышены на 10 млн. рублей. В связи с этим руководство администрации нормировало ставку содержания муниципального служащего в соответствии с требованиями краевого законодательства, а высвободившиеся деньги намерено направить на погашение полученного в этом году кредита.  Расходы на содержание аппарата чиновников сократились на 2 700 млн. рублей ежегодно.

  Политика расходов на следующий год состоит в том, чтобы не просто «проедать» деньги, а направить их на долгосрочное развитие, вкладывать в основные фонды. За прошедшие годы в этом плане было сделано значительно меньше, чем это было необходимо. Поэтому в проекте бюджета-2012  администрация района предусмотрела участие как минимум в 19-ти краевых целевых программах. А для того, чтобы войти в них, необходимо выполнить определенные условия. Так, например, чтобы в рамках программы по энергосбережению в район стали поступать дополнительные средства на содержание бюджетных учреждений, необходимо  установить электросчетчики, оформить на объекты правоустанавливающие документы, устранить в зданиях теплопотери и пр.. На софинансирование всех этих программ в бюджете района предусмотрено 1млн. 700 тыс. рублей.

  Глава района поинтересовался: есть ли уже просчитанный конечный прогноз, показывающий реальный эффект от всех этих нововведений. А. Храмцов еще раз подчеркнул, что все изложенное - не нововведения, а наверстывание упущенного.

  Что же предлагает администрация по улучшению жизни в районе и увеличению доходной части нашего бюджета? А. Храмцов для наглядности сначала представил swot-анализ, в котором нашли отражение как сильные, пока еще не учтенные, так и слабые, тормозящие развитие, стороны района. Исходя из этого анализа, администрация и разработала мероприятия по развитию района на ближайшую перспективу.

  Один из сильных факторов - наличие месторождений полезных ископаемых. Почему-то жители  связывают их только с Кингашским месторождением. Да, основные надежды связаны, конечно, со строительством ГОКа, и в крае уже подписан протокол на участие в проекте по разработке этого  месторождения. Значит, пойдут отчисления и в районный бюджет. Основной «плюс» для района еще и в том, что вокруг этого «большого» бизнеса появится «малый», связанный с обслуживанием и обеспечением продуктами питания работников предприятия. В том числе – это шанс для развития сельского хозяйства и переработки: получить полторы тысячи потребителей ежедневно –  довольно большой рынок спроса.

  Есть в районе и месторождения глин, песков, которые можно использовать для производства элементраных строительных материалов. Польза для экономики района несомненная, нужно только создавать небольшие производства, даже семейные, не требующие больших материальных затрат. Пока же стройматериалы завозятся, как правило, из Красноярска или Зеленогорска.  

  Слабые стороны – отдаленность от основных магистралей, низкая инвестиционная активность, опережающий рост тарифов, низкая покупательская способность населения, ограниченная возможность занятости населения по месту проживания, сокращение добычи неметаллического сырья.

  Итак, развитие строительной отрасли, производство строительных материалов, расширение рынка сбыта произведенной, собранной и выращенной сельхозпродукции – этим направлениям в программе развития уделено особое внимание. Кроме того, увеличение на территории района числа лизинговых банков, страховых кампаний, по мнению районной администрации, также сыграет свою положительную роль.

   Повышение привлекательности района невозможно без  жилищного строительства с развитой иженерно-социальной структурой.  Отражение этих задач частично можно увидеть уже в бюджете 2012 года. Сегодня специалисты администрации готовят два проекта: один из них – на строительство 20 типовых домов на территории п. Ветеран, второй - на строительство двух 16-квартирных домов для специалистов в рамках краевой целевой программы. Кроме того, дорабатывается база данных по свободному жилью, имеющемуся в территориях района. Это уже – на перспективу до 2013 года. Если же говорить о долгосрочном периоде, то до 2015 года планируется разместить за п. Ветеран стадион, а справа от него –  детский сад.

  Публичные слушания состоялись. Впрочем, это больше было похоже на то, что администрация района пытается заключить с населением общественный договор по принципам бюджетирования, услышать его мнение по этому поводу. Вопросов докладчику было задано очень много по самым разным направлениям жизнедеятельности района. В целом этот диалог оказался конструктивным: жители района, исходя из понимания экономической ситуации в районе, обсуждали проблемы, уточняли некоторые позиции бюджета, вносили свои предложения.

  В завершение слушаний  А. Антонов отметил, что администрация района прозрачно показала сложившуюся экономическую ситуацию и какие средства зарабатывает наш бюджет, но он не увидел, на какие именно расходы будут направлены эти средства.

  У депутатского корпуса района есть еще время до конца года, чтобы детально изучить не только доходную, но и расходную части бюджета. Хотя, в принципе, все приоритеты уже обозначены.

Елена Юшина (АП).

Категория: На тему дня | Добавил: ПРИСАЯНЬЕ (15 Дек 2011)
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Агинское
Copyright MyCorp © 2017