Разъяснение законодательства,
регулирующего
порядок рассмотрения обращений граждан
В прокуратуру района нередко поступают жалобы граждан на нарушение
их прав должностными лицами, к которым граждане обращались с устными
заявлениями, касающимися гарантированных государством их прав и законных
интересов, и получивших отказ в удовлетворении заявления в устной форме. В
таких случаях установить наличие нарушений в действиях должностных лиц является
затруднительным. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон)
предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы
местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на
обращение свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется
бесплатно. Положениями статьи 7 Закона установлены требования к письменному
обращению: гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке
указывает либо наименование государственного органа или органа местного
самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя,
отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего
лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый
адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную
подпись и дату. В соответствии со ст.ст. 9, 10 Закона обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в
соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на
обращение подписывается руководителем государственного органа или органа
местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Законом установлен срок рассмотрения письменного обращения - в течение 30 дней
со дня регистрации письменного обращения. В силу ст. 14, 15 Закона
государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица
осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка
рассмотрения обращений. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального
закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
В июле 2011 года в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях введена статья 5.59 - «Нарушение
порядка рассмотрения обращений граждан», санкция которой предусматривает
наказание должностным лицам государственных органов и органов местного
самоуправления в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.
Прокуратурой района
осуществляется надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан,
имеется практика вынесения постановлений о возбуждении дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, и привлечения к
административной ответственности виновных лиц.
Таким образом, гражданам
гарантируется право на обращение, на обязательное рассмотрение обращения,
предоставление ответа по существу в установленные сроки. Граждане вправе
сообщать в прокуратуру района о нарушении порядка рассмотрения их обращений для
принятия мер прокурорского реагирования.
Е. Величева,
помощник прокурора
района
(АП).
|