В самом разгаре идет работа над главным
финансовым документом района – бюджетом 2012 года. Сегодня об этом мы беседуем
с главой администрации Саянского района А. Храмцовым.
-Алексей
Владимирович, мы на пороге принятия районного бюджета, наверное, он почти
сверстан. Какими особенностями характеризуется бюджет 2012?
- Я бы уточнил, что мы на
пороге внесения в райсовет проекта бюджета. До 15 ноября в соответствии с
Законом мы обязаны это сделать. На самом деле районной администрацией бюджет
сверстан. Сейчас идут согласования с главными распорядителями и главами
поселений. Ключевая ситуация бюджета такова, что мы формируем бюджет, исходя не
из расходной части, а доходной части. Это очень важно. Казуистика в том, что
сначала считаем свои доходы, а потом уже расписываем, куда они пойдут. Именно
исходим из того, сколько у нас денег, а не из того, что мы хотим. Чтобы заранее
не плодить ложные ожидания, когда мы собираем «хотелки», а потом их обрезаем.
Сколько денег – столько и
песен. Сначала мы максимально подсчитываем доходную часть. Ставим задачу
увеличения доходной части. К примеру, доходов с имущества в следующем году
будет больше 1 млн. рублей. В этом году этот показатель составил всего 300 тыс.
рублей. Мы максимально сегодня ведем работу по увеличению доходов по земле.
Увеличение доходов по этой статье тоже будет
практически примерно 1 млн. рублей. Я думаю, что это не последние
корректировки. По моим ощущениям, подчеркиваю, экспертным ощущениям, недособираемость средств по земле поселений,
по сельхозземлям и по имуществу- порядка
60%.
Следующая особенность
заключается в том, что по-другому формируется доходная база бюджета. Если в
прошлом году было 40% налога на доходы с
физических лиц, то сегодня 100% остается в бюджете района. Район заинтересован
в увеличении количества рабочих мест, увеличении зарплаты, выхода из теневой
зарплаты.
- 2/3 краевого
бюджета ориентировано на социальную сферу. Насколько в этом направлении
ориентирован бюджет района?
- На 99% практически. Не забывайте,
что у нас район дотационный. Я думаю, если все будет нормально, то порядка
"+" 5 млн. будет направлено на развитие. Это, я бы сказал,
пессимистическая ситуация. Если оптимистическая ситуация – то эта цифра
составит порядка 13 млн. рублей. Это небывалая цифра, если сравнивать ее с 2011
годом.
А сегодня 40% бюджета –
это образование, где большая часть бюджета – зарплата и коммуналка. Плюс
культура и молодежь.
- Расскажите
подробнее, как будет формироваться доходная часть бюджета?
- Грубо говоря, она
составляет порядка 190 млн. рублей. Бюджет теперь формируется несколько
по-другому. Если НДФЛ был 23 млн., то будем собирать 60-70 млн. рублей. Не
потому, что стали много зарабатывать, а потому что принцип отчисления
поменяется. Какие-то штрафы и пошлины ушли, какие-то появились. По большому
счету, сравнение бюджетов 2011 и 2012 годов некорректное – наполнение разное.
- Сохраняются ли
расходные обязательства, которые уже были приняты? Какие новые направления
будут реализованы?
- Программы, принятые в
2010, 2011 году и плановый период 2013 г., будут сохранены. В какие новые
программы планируем войти? Начнем с благоустройства. Это, конечно, создание
полигона ТБО, на котором должны быть термические печи для сжигания павших
животных. Дальше – реконструкция и оформление некоторых скотомогильников, что
тоже очень важно для нашего района. Кроме того, район, скажем так, в отличие от
других районов, не вошел в программу энергосбережения. Поэтому будем
наверстывать упущенное. И порядка 3 млн. рублей будет направлено на программу
по энергосбережению. Если мы не сделаем те мероприятия, которые должны были
выполнить за три года, то в 2013 году мы не сможем просто заключать договоры на отопление.
И ряд социальных вещей:
это участие в программе по жилью для работников социальной сферы и программа по
жилью для работников в сельской местности. Это вложение средств в основные
фонды и развитие сети образовательных учреждений. К ним относится сад-школа в
Нагорном, есть договоренность с краевой администрацией на привлечение туда
порядка 6 млн. 800 тыс. рублей. По Малиновке работаем, чтобы там было краевое
учреждение, и плюс расширение сети в Агинском – не хватает мест в детских
садах. Это тоже большая проблема.
Кроме того, идет
совместная работа в рамках частно-государственного партнерства: в Вознесенке по
водопроводу, по дороге в Межово, по воде в Калиновке. Много есть таких
моментов, но до утверждения краевого бюджета пока рано говорить об этих вещах
более детально. Тем не менее направления понятны.
- Район сегодня планирует передать полномочия
по культуре поселениям. Как Вы считаете, не будет ли это распылением средств?
Если раньше деньги были сосредоточены в районе и можно было проводить ремонты
локально, то что будет сейчас?
- Начнем с того, что по
131 Закону полномочия по культуре – это полномочия поселений. Здесь две стороны
медали. Наверное, никто, кроме глав поселений, не знает о том, что нужно делать
на местах. А второе, о чем Вы говорите,
это ограниченность ресурса, который «распыляется». Но надо пройти период полной
самостоятельности. Наша волна самостийности пока не прошла. В большинстве
территорий поселениям передали полномочия
по той же культуре в поселения района. У нас, к сожалению, ситуация
запоздалая. Сегодняшние клубы находятся в ситуации «де юре», в районе трудовые
книжки работников в культуре, деньги получают в поселениях.
Сначала нужно все
сделать по закону, т.е. учредить сельские клубы, зарегистрировать в налоговом
органе, а уже потом думать – либо они остаются в поселениях, либо полномочия
будут переданы району. Заметим,
учредительство не передается. Сегодня мы разговаривали с главами. Они говорят о
методической работе, и по единому культурному пространству полномочия
передавать не стоит, но зарплата, кадровая работа должны оставаться за
поселениями. Это нормальный шаг. Поэтому все должно быть прозрачно, понятно и
соответствовать закону.
- Как идет
обсуждение бюджета с главами поселений? Есть ли понимание у глав?
- Мы большей частью
проговорили до конца и объяснили методику расчета. Есть понимание. Со следующей
недели мы начинаем согласование контрольных цифр бюджета. Что это такое? Это
согласование их доходной части. Мы не лезем в их доходы, подчеркиваю еще раз. У
них есть собственный доход (налоги, аренда) и есть фонд финансовой поддержки,
которая идет из района. Эти цифры мы согласовываем. Куда они будут тратить, как
они будут формировать бюджет – это личное дело поселений. Это разные уровни
муниципальной власти. Мы не имеем права вмешиваться и диктовать их расходную
часть. Доходы мы согласовываем, но не саму цифру, а параметры расчета доходов.
- Вступление в
программы как-то отражается в бюджетах сельских поселений?
- Ситуация такова, что
прямых грантовых программ, где могли бы поселения участвовать, практически нет,
есть только одна. Это краевая программа по благоустройству. В 2011 году гранты
выиграли Орьевский и Агинский сельсоветы. В этом направлении мы оказываем
главам помощь и будем вместе формировать общую районную заявку, поскольку
требуется софинансирование.
-В любом случае задачи,
которые стоят перед главами, усложняются. Ни с этим ли связана отставка двух
глав?
- Я не нахожу параллели с
этим. Знаю причины отставки Межовского главы и Большеильбинского. И они связаны
с уходом на пенсию.
- Бюджетное
благополучие края зависит от цен на мировых рынках. А от чего зависит бюджетное
благополучие нашего района?
- От благополучия края,
как это ни парадоксально. У нас на 83% дотационный район. Но учитывая
изменившуюся картину по наполнению районного бюджета, собственных доходов стало
больше. Поэтому если мы наведем порядок с муниципальным имуществом, землей,
заработает в полном объеме социальная ответственность наших предпринимателей,
то жить будет лучше. Пока же мы зависим от края.
- Дефицит бюджета
озвучен. Это 30 млн. Кредит составит порядка 10 млн. Как быть с оставшимся
дефицитом?
- Ситуация такова. Просили
30, дали 10. Почему? Потому что Минфин не дает деньги на, так называемые,
дурные траты. К сожалению, в этих 30 млн. есть часть ненужных затрат, которые
были совершены в этом году. Ну, например, тратились деньги на услуги
захоронения, незаконно на услуги бани, на завышение фонда оплаты труда. Край
принял к финансированию 10 млн. рублей. Что мы делаем? Мы убираем ненужные
траты, делаем балансировку внутри, затягиваем пояса на 20 млн. до 1 января 2012
года.
90% этих средств уйдет на
покрытие расходов по зарплате, на софинансирование соучастия в программах,
долги прошлых лет, в том числе за ГСМ – миллионные. Тем не менее, кредит нужно
отдавать. За счет чего будем отдавать?
За счет того, что привели в соответствие зарплату чиновников, за счет
администрирования доходов, получения дополнительных доходов по налогу на единый
вмененный доход , за счет того, что проведена большая работа по регистрации в
районе предприятий, торгующих алкоголем. Конечно, если бы был сбалансирован
бюджет 2011 года, это были бы дополнительные доходы, но мы будем вынуждены
отдавать кредит.
- Алексей
Владимирович, настроение оптимистическое перед принятием бюджета?
- Скажем так, если только
сохранятся параметры, которые мы сегодня видим, пройдя через 2 чтения, то он
будет намного понятнее, намного предсказуем, более успешным в реализации. Будет
понятна логика, которая направлена не на проедание и проживание, а именно на
развитие.
Елена ШЕЙНМАЕР
(АП).
|