19 октября в здании Большеарбайского
сельсовета состоялось выездное совещание глав сельских поселений района, в
работе которого приняли участие
глава районной
администрации А. Храмцов и первый зам. главы районой администрации Е. Осипов.
Много уже писалось и
говорилось о том, что в рамках 131-го ФЗ о местном самоуправлении полномочия на места переданы, но финансово не
подкреплены. Средств в сельских бюджетах на освещение, содержание дорог,
водобашен и в целом обеспечение жизнедеятельности поселений катастрофически не
хватает. На совещании разговор как раз шел о том, как исполнять свои полномочия
в рамках закона самостоятельно и не допускать при этом дефицита в местных бюджетах.
Финансовый год для района
заканчивается с дефицитом в 30 млн. рублей, сообщил А. Храмцов, открывая
совещание. Администрация района провела большую работу по оздоровлению
финансов, тем не менее без бюджетного кредита в этом году не обойтись. Средства
кредита в сумме 9 млн. 998 тыс. рублей
на покрытие дефицита бюджета поступят в район при условии, что депутаты
районного Совета примут на сессии положительное решение на получение кредита.
Но уже сегодня А. Храмцов предложил главам сельсоветов ознакомиться и подписать
Соглашения о целевом использовании этих средств. В принципе, поскольку район
является дотационным, то подобные Соглашения,
в которых были бы расписаны принципы работы и расходования бюджетных
средств, главы сельских поселений должны подписывать и исполнять ежегодно.
Однако, практика до нынешнего года была несколько иная. Главы сельских
поселений вместе с бухгалтерами готовили проекты местных бюджетов, учитывая,
прежде всего, расходы. Как правило, финуправление администрации района сильно урезало
эти цифры, в результате чего средств не хватало, и уже в
3-ем, 4-м квартале начинались передвижки с одной статьи на другую. При этом, в
основном, расходовались средства,
направленные на зарплату. В результате к концу года в бюджетах образовывалась
«дыра».
А. Храмцов назвал эту
практику порочной. По его мнению, у глав
сельских поселений срабатывала психология, что на своевременную выплату
зарплаты все равно добавят средства из районного или краевого бюджетов. Главы сельсоветов возразили: есть и объективные причины
возникновения дефицита в местных бюджетах. Так, например, во время подготовки бюджета 2011 года
произошел резкий скачок цен на электроэнергию. В своих проектах бухгалтеры
сельских администраций это учли, но финуправление администрации района оставила
параметры сельских бюджетов на уровне 2009 года, пообещав, что при
корректировке бюджета в 2011 году поселениям будут выделены дополнительные
средства. Обещание не было выполнено. Только из-за этого, например, в бюджете Кулижниковского сельсовета, как
сообщил А. Ващекин, не хватает порядка
трехсот тысяч рублей.
А. Храмцов заверил, что:
«со стороны районной администрации не будет больше подобного». Однако заметил, что и для местного
самоуправления экономическая политика в районе теперь будет более жесткой и
более конкретной – никаких передвижек со статьи на статью, особенно средств,
направленных на зарплату. «Сейчас
политика другая, - подчеркнул он, - Вы теперь сами считайте свой бюджет». По его
мнению, главы сельских поселений уделяют все еще недостаточное внимание и не
всегда умеют прогнозировать доходы. То есть, не учитывают как доходы те дополнительные средства, которые можно
получить из фонда финансовой поддержки, а также средства в виде дотаций,
субвенций и пр.
Чтобы получать дополнительные средства в свои бюджеты,
необходимо обоснование. А для этого нужно провести определенную работу:
оформить земли, составить реестр и
оценку имущества, оставшегося от бывших колхозов и совхозов, то есть создать
муниципальную казну. Это дает возможность либо сдавать имущество в оперативное
пользование, либо в хозведение. Об этом говорил на совещании Е. Осипов. Когда
все муниципальное имущество будет учтено и на него будут оформлены документы,
тогда и проще будет доказать, на какие цели нужны средства, и рассчитывать на
их получение. Сегодня, например, из-за
того, что не оформлены котельные, водобашни и отсутствуют тарифы на
коммунальные услуги, средства бюджета на «коммуналку» расходуются хаотично и не
всегда обоснованно. В то время как самым оптимальным было бы провести их оценку
и сдавать в аренду профильному предприятию, которое защитит в РЭК тарифы. Да,
сельсовету придется покупать воду и тепло, но и в бюджете появятся
дополнительные средства на эти услуги. В
связи с этим районная администрация обозначила приоритетную задачу: в течение
2012 года провести инвентаризацию всего
муниципального имущества.
Кроме того, при наличии в
сельсоветах муниципальной казны, можно будет совершенно по-другому вести диалог
и с теми предпринимателями, которые сегодня претендуют на имущество бывших
колхозов и совхозов. Не все из них могут сегодня подтвердить право
собственности на те объекты, которые разбираются и вывозятся из района. А эти
объекты, между тем, могли бы тоже сыграть свою роль в экономике поселений. А.
Храмцов и Е. Осипов вместе с главами сельских поселений подробно обсудили весь
механизм предстоящей работы. В завершение совещания главы выразили мнение, что
подобные встречи и обсуждения очень плодотворны и познавательны, а новая
политика новой администрации района ведет к соверешенно новому уровню
хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в нашем районе.
Елена АЛЕКСЕЕВА
(АП).
|