Жила себе спокойно деревушка Алексеевка
Саянского района, что вблизи с. Малиновка. Можно сказать, доживала свой век.
Молодежи практически нет, да и стариков немного – несколько дворов осталось.
Так бы и ушла в историю лет через 15-20, поскольку перспектив у деревни -
никаких. Как вдруг в Алексеевку сначала переехала одна семья, потом вторая… Что
это? Неужели люди сознательно решили жить в подтаежной деревушке, где нет ни
работы, ни инфраструктуры, ни социальных объектов и даже магазина? Оказывается,
не все так просто…
Все новое –
хорошо забытое старое
«Сектанты!» - почему-то
так сразу местные жители (те, что помоложе) окрестили приезжих из г. Норильска
Артема Чиркова и Елену Багрянцеву. Те же, кто постарше да помудрее, не так
категоричны в своих определениях. Пообщавшись с этими молодыми людьми, старшее
поколение даже начинает их в чем-то уважать. Действительно, молодежи не понять,
для чего люди бросают крупные города, хорошую работу, уютную квартиру и
переезжают в глухую деревню. Старожилы же еще прекрасно помнят рассказы своих
отцов и дедов, которые, в поисках больших земель и хлеба насущного, еще сотни
лет назад покидали свои дома в европейской части страны и переезжали на
необжитые земли Сибири. Строили дома, вручную разрабатывали поля, разводили
скот. Поселения позже образовывали деревни, в которых мы с вами, кстати говоря,
в настоящее время и живем. Нет, не одними добровольными переселенцами строились
наши села, были еще и ссыльные, и конвойные, охранявшие их, но факт остается
фактом – переселенцы сыграли огромную роль в заселении Сибири, в т. ч. и
Саянского района.
Но если раньше переселенцы
ехали на необжитые места в поисках лучшей жизни, то нынешнее движение
преследует немного другие цели. Максимально самообеспечивать себя, возделывая
собственную землю, не зависеть от денег, политики, работодателя, коммунальных
тарифов, цен на бензин, да и просто быть ближе к матушке-природе…
Артем и Елена не относят
себя ни к какому движению, хотя по идеологии их мировоззрение, как они сами
говорят, близко к тому, что проповедует движение «Звенящие кедры России».
Именно с помощью этой организации молодая семья нашла место, где можно
воплотить в реальность свои мечты, и этим местом стала деревня Алексеевка
Саянского района. Дело в том, что в этой деревне уже около года проживает семья
Дылкиных из движения «Звенящие кедры» (о том, как они обжились на новом месте,
читайте в ближайших номерах «Присаянья»), которая и помогла Артему с Еленой в
приобретении дома. «Раз там живут представители этой организации, - подумали
они, - значит, место экологически чистое».
Еще живя в Норильске,
многие, кто общался с Артемом и Еленой, называли их казаками, хотя к этой
категории они также себя не относят. Сектантами их опять же не назовешь
(поскольку секта – это религиозная группа людей, исповедующая свою веру, учения
и т. д.). Неужели они атеисты, не верящие ни в кого и ни во что? Это не совсем
так, вера у них есть. Они верят в то, что переехав в свой дом на земле вблизи
тайги, они вернулись к матушке-природе. Ведь Русь во все века ассоциировалась с
крестьянством, жизнью на земле в ладу с природой, но не в ущерб ей.
Так все начиналось
Быть поближе к природе –
основная, но отнюдь не единственная причина переезда Артема и Елены в д.
Алексеевку. Возможность не надоедать соседям во время репетиций также сыграла
роль. Дело в том, что молодые люди, еще будучи в Норильске, создали свой собственный
ансамбль под названием «Хозяева леса». Бывало, что во время репетиций соседи
вызывали милицию – не всем по нраву была своеобразная музыка, некоторые
предпочитали тишину.
Познакомились будущие
«хозяева леса» в колледже искусств г. Норильска, где вместе и обучались: Артем
и Елена – профессиональные фольклористы. Стали жить вместе, родились у них
замечательные дети – дочь Алена и сын Максим. Придерживались здорового образа
жизни, занимались спортом (благодаря чему, по их утверждению, никогда не болели),
путешествовали... Артем устроился на работу корреспондентом в местной газете,
возможно, и сложилась бы у него карьера журналиста, но заработная плата не
покрывала даже коммунальных расходов. Дети также с детства были приучены к
здоровому образу жизни и спорту, занимались «дзюдо». Причем весьма успешно –
оба занимали первые места в различных соревнованиях по борьбе. И с самых ранних
лет они приобщались к искусству: наравне с родителями занимались в ансамбле,
выступали на различных гастролях, конкурсах, концертах. Артем в поисках лучшей
зарплаты пробовал работать продавцом-консультантом...
Жизнь, в общем, кипела, но
однажды семья решила: никакой радости от такой суматохи нет. Напротив,
раздражение, депрессия от постоянной нехватки денег, мало внимания детям из-за
того, что много времени проводили на
работе... Все эти проблемы хорошо известны жителям городов, да и не только.
Чтобы решить их, люди начинают искать другую работу, где платят больше. В итоге
еще больше вязнут в своих проблемах, дети еще чаще остаются без внимания.
Немногим в итоге удается разбогатеть настолько, чтобы особо не нуждаться в
деньгах. Но тем, кому удалось, в результате не позавидуешь. То счастье, к
которому стремились, так и не пришло... Нет, не у всех так все плохо, но в
большинстве своем наличие на счету миллионов, заработанных долгим и упорным
трудом, выливается в еще большие проблемы. И не только в детях дело – во время
кризисов многие из таких миллионеров перенесли сердечные приступы, когда
заработанные многолетним трудом средства «испарились» в неизвестном
направлении.
Артем и Елена, понимая все
это, выбрали совершенно другой путь к счастью. Однажды, собравшись с силами,
они решили бросить все разом и стали собираться туда, где миром правят не
деньги и власть, а природа. На сборы ушло три месяца – очень короткий срок для
того, чтобы городской житель смог изучить все нюансы сельского быта. Ночей,
проведенных в интернете в поисках ответов на такие вопросы, как «как правильно
доить корову» или «как выложить домовую печь», молодой семье также не хватило.
Но, вооружившись какими-никакими знаниями, они отправились в далекий путь из
заполярного города в подтаежную деревню Саянского района.
Сельская жизнь –
не подарок
Купленный в деревне дом,
мягко говоря, оказался ветхим. Да и не могло быть по-другому – новых домов в
Алексеевке не строили уже давно. Печь не функционировала, в стенах – щели, во
дворе развалы сараев... Впрочем, «хозяева леса» ожидали увидеть подобное, и
план действий у них уже был намечен. Первым делом семья купила корову и тут же
стала меньше зависеть от магазинов и, следовательно, от денег. Для передвижений
по сельской местности и по лесу приобрели УАЗик, но быстро выяснилось, что даже
армейский внедорожник не пригоден для тайги. Автомобиль однажды перевернулся, был
серьезно поврежден. Но Артем с Еленой не отчаялись: уже здесь, в Алексеевке,
они узнали, что лучшее средство передвижения по тайге – конь. Купили его на
деньги от проданных запчастей УАЗика. При беседе с "хозяевами леса",
стало понятно, насколько сильно они привязались к своему новому другу. Кроме
того, они приобрели двух породистых собак, коз.
Необходимо было и быт
обустраивать. Развалившаяся печь была успешно разобрана, на ее месте должна в
скором времени появиться новая, сложенная по какой-то оригинальной системе.
Работенка для бывших городских жителей еще та, ведь даже не каждый сельский
мужик способен печь выложить. Но Артем с Еленой знают, что от этой печи будет
зависеть то, насколько комфортно им будет зимой, и ее возведение – основная на
данный момент задача. В различных чертежах помогает интернет. Да-да,
отказавшись от ненужных, по их мнению, благ цивилизации, молодая семья оставила
то, что им может реально понадобиться, в том числе и интернет. Есть и
телевизор, но смотреть его нет времени: дел и без того хватает. Ведь то, что
для деревенского жителя – норма, для городского – в диковинку, все приходится
постигать заново, всему учиться, в том числе и на собственных ошибках.
Не может семья отказаться
полностью и от денег, но при жизни в деревне, по утверждению Артема, их надо
гораздо меньше. Сейчас он устроился в Малиновский клуб, и сразу – на должность
директора. Молодой человек с высшим образованием – редкость не то, что для
деревни, но и для крупного села (Агинское в расчет не берем – все-таки,
райцентр. Да и в Агинском не так много молодых специалистов). Понятно, что и
сельсовету приезжие пришлись «по душе».
Многие считают диким тот
факт, что дети Артема и Елены не учатся в школе. Точнее, учебную программу они
проходят, но – на дому. При беседе с Артемом он был готов к подобному вопросу.
Не многие из нас знают, что право на семейное образование прописано в законе,
обучать детей на дому может любая желающая семья. Этим воспользовались и
«хозяева леса». Нет, совсем дети от школы не отлучены: они приходят в класс для
написания контрольных и экзаменационных работ. Помимо этого, они активно
участвуют в различных школьных мероприятиях. Просто они не посещают уроки, с
ними занимается Елена, а где-то и Артем. Результат впечатляет: все контрольные,
которые написали эти дети, были оценены на «отлично»! В чем причина такого
результата? "Все очень просто, - объясняют родители. - В школе прозвенел
звонок и все - дети ушли с урока. Кто-то хорошо понял тему, а кто-то совсем не
понял. Дома у нас урок не заканчивается до тех пор, пока ребенок хорошо не
усвоит тему". Вот вам и результат:
и от школьной жизни вроде не отлучены дети, и знания получают в полнейшем
объеме, и учебный процесс им – в радость. Родители, чьи дети сейчас обучаются в
школах, понимают, насколько эти три вещи важны и в то же время практически не
достижимы.
За такими –
будущее села?
Подзаголовок не зря стоит
со знаком вопроса – совершенно не понятно еще, как сложится судьба Елены и
Артема в дальнейшем. Планы у них наполеоновские: оформить гектар земли,
разработать его, держать скот, со временем уменьшить зависимость от денег... Но
достижимы ли они? Не опустятся ли у молодой семьи руки через год-два, не рванут
ли они обратно, в цивилизацию? Ведь сельский быт имеет свои, хоть и отличные от
городских, сложности! Справятся ли бывшие горожане с уборкой урожая с целого
гектара земли? Вопросов много, но ответов на них пока нет. Все покажет время.
Но ответов нет только у нас, сторонних наблюдателей. Артем же с Еленой уверены:
они справятся со всеми препятствиями. Несмотря на то, что многого не знают, не
умеют. Справятся благодаря тому, что у них внутри семьи – полная гармония,
взаимопонимание, следовательно, нет ссор, скандалов. А еще в этой семье не
приемлют алкоголя. Поэтому и не понимают их молодые деревенские жители: «Как не
выпить даже на праздник?».
Не уверен также, что
примеру Артема и Елены, даже если он окажется положительным, последуют другие
городские жители, и массово начнут бросать свои уютные квартиры и переезжать в
глухие деревеньки. Все-таки для этого надо иметь не только великую смелость, но
и желание жить, так сказать, на лоне природы, пользуясь ее дарами, но не
разрушая ее, стремиться обеспечивать себя тем, что она дает, питаться
собственноручно выращенным урожаем, а не тем, что куплено в магазине, да и
много еще чего. Даже среди нас, сельских жителей, таких очень мало. Но все же
надеемся, что все у Артема и Елены получится. Ведь количество так называемых
экопоселений в стране растет, значит, есть люди, готовые отказаться от
привычных богатств ради единения с природой...
Александр ЮШИН (АП).
|