Четверг, 23 Ноя 2017, 09:02
ПРИСАЯНЬЕ - общественно-политическая газета Саянского района
Главная | Каталог выпусков газет | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новый сайт
Партнёры
Главная » Статьи » №№17(10038-10040) от 26 Апреля 2012 года » Социальное самочуствие

Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

      Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение их жизни в обществе рассматривается всесторонне.

Эта тема обсуждалась на прошедшей 11 апреля первой межрайонной практической конференции

«Практика внедрения интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Саянском районе».

  В конференции приняли участие руководители социальных служб администрации Саянского района, педагогические работники образовательных учреждений Саянского, Партизанского, Ирбейского и Канского районов. Главным гостем конференции стала кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник КК Института повышения квалификации, руководитель центра интегрированного образования ККИПК Валентина Ивановна Дианова.

  Приветствуя гостей, руководитель управления образования администрации Саянского района Елена Витальевна Рябцева выразила надежду на то, что конференция станет площадкой для обмена опытом и выработки единых подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  В. Дианова в своей приветственной речи рассказала о роли и задачах центра интегрированного образования, который начал работать год назад при институте повышения квалификации Красноярского края.

  Нередко, отметила В. Дианова, ей приходится слышать высказывания о том, что интеграция вводится для того, чтобы закрыть специальные школы. Но такая задача ни в коем случае не ставится. На самом деле смысл интеграции - дать возможность детям и родителям выбрать то учреждение, которое они считают нужным, полезным и психологически удобным для ребенка, в котором он сможет получить образование с учетом его способностей.

  Валентина Ивановна отметила также и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в образовательном процессе. Она рассказала о направлениях работы четырех лабораторий центра интегрированного образования и пояснила, что в настоящее время специалистами центра ведется разработка муниципальных заданий в крае через «пилотные» программы. Цель этой работы – вывести в отдельную строку  финансирования интегрированное обучение, также как отдельной строкой идет финансирование программы «Одаренные дети».

  Заместитель главы администрации Саянского района Т. Хлебникова заметила, что буквально 5-6 лет назад мы очень мало говорили о том, как чувствует себя человек с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Сегодня государство уделяет пристальное внимание именно жизни в обществе и созданию тех условий, которые бы позволили такому человеку жить в обществе.

  -Думаю, образование взяло на себя очень нелегкую задачу, однако Саянский район готов уже сегодня показать свои наработки.

  Об организации интегрированного обучения с учетом административно-территориальных особенностей района рассказала Е. Рябцева. - В системе образования Саянского района 5,5% детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема обучения таких детей возникла после закрытия в нашем районе коррекционной школы и когда родители захотели, чтобы дети обучались по месту жительства. Территориальное проживание обозначило ряд трудностей. В отдельных образовательных учреждениях появились по одному, по три ребенка с ОВЗ. Отсутствовали узкие специалисты, не было лицензий на ведение образовательной деятельности по специальной программе 8-го вида, не было материально-технической базы. По словам Елены Витальевны, первоначальная деятельность ограничивалось сбором данных, поэтому всю систему работы мы начали на базе Агинской СОШ №1, где уже два года обучались дети с интеллектуальной недостаточностью. В 2010-2011 учебном году АСОШ №1 был присвоен  статус районной «пилотной» школы по интегрированному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. 85% педагогов и учителей прошли курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ.

  Сегодня в образовательных учреждениях практикуются различные формы интегрированного обучения. Это классы интегрированного обучения, обучение на дому, дистанционное обучение на базе Железногорской школы-интераната. По включению детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь школьного сообщества отрабатывается система психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка. Используются различные виды диагностических исследований, прописываются индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Вся работа направлена на то, чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал себя равным среди равных.

  -Для преодоления  всевозможных стереотипов, в том числе и со стороны родителей, - отметила Елена Витальевна, - мы считаем важным участие детей с ограниченными возможностями здоровья в различных конкурсах, проектах для создания позитивного общественного отношения к интегрированному обучению. Большое внимание уделяется и мотивации учителей. Отрадно, что в различных краевых конкурсах принимали участие и наши педагоги.

  Одной из первоочередных задач Е. Рябцева назвала создание психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которое позволит скоординировать действия заинтересованных служб и ведомств в решении проблем комплекса реабилитации ребенка с ОВЗ. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений следует проводить через создание муниципальной целевой программы. Сегодня уже есть понимание того, как можно реализовать эти задачи, как внедрить эту модель интегрированного образования.

  Руководитель «пилотной» площадки МБОУ «Агинская СОШ №1» Л. Сычева рассказала об интегрированном обучении детей на конкретном примере Агинской СОШ №1. Как оказалось, за несколько лет работа здесь проделана немалая. Каждое нововведение тщательно продумано и внедрено в учебный процесс. АСОШ №1 еще в феврале 2008 года получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам специальных коррекционных образовательных учреждений 7-го и 8-го вида. В 2008-2009 учебном году в школе открылся специальный класс-комплект 1-4, в котором обучалось 10 человек. В 2009-2010 учебном году количество учащихся составляло 13. В 2010 году после ликвидации коррекционной школы образовательное учреждение приняло в свои стены 5 детей. 1 сентября 2011 года количество учащихся выросло до 25.  В настоящее время по специальным коррекционным программам 8-го вида занимается 26 детей. По данной программе  три ученика интегрированы в общеобразовательные классы. Один ученик – в первый класс, два – во второй, двое детей обучаются на дому.

  В школе создана  система мониторинга и учета детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в АСОШ №1 453 учащихся. Из них 34 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 14 детей инвалидов. Школа выделила несколько направлений своей деятельности: создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды, повышение квалификации педагогов по интегрированному образованию детей с ОВЗ,  материально-техническое обеспечение, развитие форм интегрированного обучения и создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения.

  Заведующая МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик» Евгения Федоровна Кунгурова отметила, что дети с ограниченными возможностями здоровья ничем не выделяются в детском саду среди своих сверстников, они занимаются в общем коллективе. Основной задачей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение доступного, качественного, эффективно развития детей с учетом их возможностей. В работе в этими детьми должен быть комплексный системный подход, который включает в себя работу всех педагогов. Процесс сопровождения осуществляется специалистами, которые хорошо знают психо-физиологические особенности детей. Это учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

  Об интересах детей с ограниченными возможностями здоровья и вовлечении их в общественно-полезную,  творческую деятельность рассказала завуч БОУ ДОД «СР Центр детского творчества» Людмила Николаевна Вальянова. Она отметила основные виды деятельности Центра, в которые вовлекаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Подробно Л. Вальянова остановилась на акции «Будь богаче, принимай других».  Инициатором этой акции является краевой школьный парламент, но координируется она районным советом детских организаций «Юность Присаянья».

  Как пример, Людмила Николаевна привела работу учащихся Большеарбайской СОШ. Ребята регулярно приезжают в д. Абалаково к своему сверстнику, который, к сожалению, не может обучаться в общеобразовательной школе. Школьники помогают товарищу освоить компьютер, и он сегодня уже с удовольствием создает фильмы, которые потом выставляются на участие в конкурсах, как районных, так и краевых.

  12 детей занимаются регулярно и в Центре детского творчества в объединениях «Береста» и «Игрушечка». Творческая деятельность много значит в жизни этих детей, она помогает ребятам объединяться и успешно интегрироваться в жизни.

  Начальник управления социально защиты населения администрации района Т. Шиндякина рассказала о том, что в 2011 году УСЗН приступило к реализации краевой целевой долгосрочной программы «Доступная среда для инвалидов на 2011-2013 годы». Целью программы стало формирование к 2014 году условий для устойчивого развития доступной среды для инвалидов в крае, их интеграции в общество, усовершенствование системы реабилитации инвалидов, повышение качества их жизни. Параллельно в 2012 году появилась долгосрочная муниципальная целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Саянском районе на 2012-2014 годы».

  Она заметила, что в рамках этой программы в 2012 году планируется открытие компьютерного класса в Саянском районе. Уже в 2011 году в рамках целевой программы «Доступная среда для инвалидов» четыре ребенка в Саянском районе были обеспечены компьютерами для дистанционного обучения на дому.

  Сегодня в крае функционирует два реабилитационных отделения для детей-инвалидов в краевых автономных центрах социального обслуживания – «Жарки» (Рыбинский район), «Тесь» (Минусинский район). На базе этих учреждений прошли курс реабилитации 28 детей из Саянского района, из них 13 вместе с родителями.

  Министерством социальной политики края разработана и опробирована на базе комплексного центра «Жарки» программа обучения родителей детей-инвалидов технике реабилитации в повседневной жизни.

  Разговор о создании доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Саянского района продолжила директор КГБУ СО Центр помощи и детям «Саянский» Н. Кремнева. Она также обозначила основные направления краевой долгосрочной целевой программы «Доступная среда для детей-инвалидов на 2011-2013 годы». Реализация этой программы на территории района очень актуальна, т.к. в районе в 63 семьях проживает 66 детей с ограниченными возможностями здоровья. С 1 декабря 2012 года в Саянском районе в краевом центре помощи семье и детям «Саянский» начнет работу школа для родителей, уже в этом году краевое учреждение планируется оснастить современным оборудованием, которое позволит людям с ОВЗ проводить комплексную реабилитацию.

  Она отметила, что для расширения предоставляемых услуг Центру в этом году будет выделено реабилитационное оборудование. Общее финансирование составит более 6 млн. рублей…

  Первая межрайонная практическая конференция завершилась проведением «круглого стола», на котором участники получили возможность обсудить полученную информацию, определили, какие проблемы еще остались и как их решить совместными усилиями.

И. МАЯЦКИХ (АП).

Категория: Социальное самочуствие | Добавил: ПРИСАЯНЬЕ (02 Май 2012)
Просмотров: 1756 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Агинское
Copyright MyCorp © 2017