Воскресение Христово –
суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он
проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим
любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил
им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир
Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не
начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали
расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз».
Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но ведь в проповеди Павла
было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть.
Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие,
произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и
воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения.
«Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с
Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного
в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение
Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово
"Пасха”, – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение”. Назван
же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви –
в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их
от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий,
чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на
небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть
чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Значение воскресения
Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех
других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное
Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам
огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда,
когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало?
Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За
трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех
приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.Эту радость апостолы
возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о
воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он
слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его
жизни: «Воистину воскресе Христос!»
Соборование - это Таинство, в котором при помазании тела
елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные
и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его принято было
совершать "собором” семи священников.
История Таинства восходит
к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни»,
"многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6.13).
Во время совершения
таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия.
После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук
освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он
возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им
грехов.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это
свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то
внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим
ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в
таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа. После Таинства Соборования
православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.
|